Оценка и управление профессиональными рисками

22окт 2019
Оценка и управление профессиональными рисками
Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов(продолжение ниже)

Оценка и управление профессиональными рисками

Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Трудовой Кодекс Российской Федерации Статья 209

КАКОВЫ ЦЕЛЬ И МЕСТО ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ В СИСТЕМЕ ОХРАНЫ ТРУДА

line02

Целью  оценки и управления профессиональными рисками является обеспечение безопасности и сохранение здоровья работника в процессе трудовой деятельности.

Место оценки и управления профессиональными рисками в системе охраны труда

Оценка и управление профессиональными рисками является составной частью системы управления охраной труда организации, направленной на формирование и поддержание профилактических мероприятий по оптимизации опасностей и рисков, в том числе по предупреждению аварий, травматизма и профессиональных заболеваний.

Оценка риска является частью процесса менеджмента риска и представляет собой структурированный процесс, в рамках которого идентифицируют способы достижения поставленных целей, проводят анализ последствий и вероятности возникновения опасных событий для принятия решения о необходимости обработки риска.

Управление профессиональными рисками -  комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. (Трудовой Кодекс Российской Федерации, статья 209).

Оценка риска позволяет ответить на следующие основные вопросы:

  • какие события могут произойти и их причина (идентификация опасных событий);
  • каковы последствия этих событий;
  • какова вероятность их возникновения;
  • какие факторы могут сократить неблагоприятные последствия или уменьшить вероятность возникновения опасных ситуаций.

Кроме того, оценка риска помогает ответить на вопрос: является уровень риска приемлемым, или требуется его дальнейшая обработка? (ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011).

КАКИЕ ИМЕЮТСЯ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ И УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ

line02

Федеральным законом от 4 октября 2010 г. N 265-ФЗ ратифицирована Конвенция МОТ об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенция N 187). В соответствии со статьей 3 данной Конвенции «Каждое государство-член содействует основополагающим принципам, таким как: оценка профессиональных рисков или опасностей; борьба с профессиональными рисками или опасностями в месте их возникновения; развитие национальной культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда, которая включает информацию, консультации и подготовку».

В пункте 6 Рекомендации Конвенции установлено, что государства-члены МОТ должны содействовать применению системного подхода к управлению вопросами охраны труда, изложенному в Руководстве по системам управления охраной труда ILO-OSH 2001 (МОТ СУОТ:2001).

Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 (ILO-OSH 2001, IDT) «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» позволяет использовать международный опыт обеспечения охраны труда в организациях России, а также реализовать положения Трудового кодекса и Конвенции МОТ N 187 о применении документа ILO-OSH 2001.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» принят с целью адаптировать положения межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 применительно к национальным условиям.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков» - определяет порядок оценки рисков, связанных с ущербом здоровью и жизни работника в процессе его трудовой деятельности, и может быть использован на различных уровнях - национальном, в отрасли экономики и промышленности, в организации и на отдельном рабочем месте.

Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 1 марта 2012 г. N 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» в Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков входит «Проведение специальной оценки условий труда, оценки уровней профессиональных рисков».

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 «Менеджмент риска. Термины и определения» содержит определения основных терминов в области менеджмента риска.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» подробно описывает систематический и логический процесс управления риском посредством его идентификации, его анализа и последующего оценивания, будет ли риск изменен воздействием, чтобы соответствовать установленным критериям риска. На протяжении всего этого процесса организации обмениваются информацией и консультируются с заинтересованными сторонами, а также наблюдают и анализируют риск и действия по управлению, которые изменяют риск для гарантии того, что какого-либо воздействия на риск в дальнейшем больше не потребуется.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска» разработан в дополнение к ИСО 31000 и содержит рекомендации по выбору и применению методов оценки риска.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 июля 2012 г. N 154-ст утвержден Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья Требования». Стандарт устанавливает общие требования к системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (БТиОЗ), чтобы сделать организацию способной управлять профессиональными рисками. Применительно к аспекту оценки и управления профессиональными рисками, он устанавливает требования к процедуре и методологии идентификации опасностей и оценки рисков, а также приоритетность мер по снижению рисков, реализуемую при определении мер управления рисками или рассмотрении вопроса об изменении существующих мер.

Приказом Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда.

Система управления профессиональными рисками включена в Типовое положение о системе управления охраной труда, как составная часть системы управления охраной труда.

СХЕМА ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ

Идентификация опасностей

   
line02    

Количественная и сравнительная
оценка риска
(оценка приемлемости риска
на основе анализа
и сопоставления риска
с приемлемым риском)

line03

Отборочные критерии - цель или установленные требования, используемые для принятия решения о приемлемости идентифицированной опасности или воздействия

line02  
Определение действий по снижению риска.

Предупредительные и контролирующие меры должны быть осуществлены в следующем порядке приоритетности:

  • устранение опасности/риска;
  • ограничение опасности/риски в его источнике путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер;
  • минимизация опасности/риски путем проектирования безопасных производственных систем, включающих меры административного ограничения суммарного времени контакта с вредными и опасными производственными факторами;
  • бесплатное предоставление работникам соответствующих средств индивидуальной защиты, включая спецодежду в случае невозможности ограничения опасностей/рисков средствами коллективной защиты и принятие мер по обеспечению их использования и обязательного технического обслуживания.
line03

Установка функциональных требований - минимальных критериев, которые должны быть определены для удовлетворения установленных целей в области здоровья и безопасности

 

Конец

ЭТАПЫ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА

line02

Этап 1 - гигиеническая оценка и установление класса условий труда по критериям Р 2.2.2006-05 Риск оценивают по категории 2 (подозреваемый).
Этап 2- анализ нормативно-технической документации на оборудование, технологические процессы, материалы и т.п., анализ литературы по условиям труда данной профгруппы (в т.ч. международных карт химической безопасности, листков опасности по профессиям, списков репротоксикантов и т.п.), а также привлечение имеющихся материалов - клинико-физиологических, лабораторных, экспериментальных и др., учет данных экспертиз, исследований, расследований.
По этим данным риск оценивают по категории 1Б (предполагаемый).
Этап 3 - анализ профессиональной заболеваемости.
Этап 4 - анализ результатов периодических медицинских осмотров.
Этап 5 - анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, смертности и т.п. по специальным программам.
Этап 6 - верификация класса условий труда, определенного на этапе 1, с учетом данных, полученных на этапах 2 - 5.
Этап 7 - расчет индекса профзаболеваний.
Этап 8 - шкалирование полученных данных по ЗВУТ, инвалидности, смертности, другим показателям.
Этап 9 - расчеты величин относительного риска RR, этиологической доли EF, доверительных интервалов 95% CI.
Этап 10 - оценивание риска и определение категории доказанности риска.
Этап 11 - заключение.
Этап 12 - рекомендации.

Управление профессиональными рисками - механизм, позволяющий обеспечивать безопасность и улучшение условий труда на предприятии.

Система управления профессиональными рисками является частью системы управления охраной труда работодателя и включает в себя следующие основные элементы:

  • политика в области управления профессиональными рисками, цели и программы по их достижению;
  • планирование работ по управлению профессиональными рисками;
  • процедуры системы управления профессиональными рисками;
  • контроль функционирования системы управления профессиональными рисками;
  • анализ эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей.

Работодатель  должен  поддерживать в актуальном  состоянии  систему  управления профессиональными рисками  в соответствии  с  требованиями  настоящего  Положения по профрискам.

Утверждено

Приказом Министерства здравоохранения и

социального развития Российской Федерации

от  ____ _____ 2011 г. № _____

 

Положение

о системе управления профессиональными рисками

1.                 Общие положения

 

1.1.            Положение о системе управления профессиональными рисками (далее - Положение) устанавливает требования к построению системы управления профессиональными рисками у работодателя и процедурам управления профессиональными рисками.

1.2.            Настоящее Положение распространяется на работодателей (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

1.3.            Система управления профессиональными рисками является частью системы управления охраной труда работодателя и включает в себя следующие основные элементы:

а) политика в области управления профессиональными рисками, цели и программы по их достижению;

б) планирование работ по управлению профессиональными рисками;

в) процедуры системы управления профессиональными рисками;

г) контроль функционирования системы управления профессиональными рисками;

д) анализ эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей.

1.4.             Работодатель  должен  поддерживать в актуальном  состоянии  систему  управления профессиональными рисками  в соответствии  с  требованиями  настоящего  Положения.

2.                 Требования к политике в области управления профессиональными рисками, целям и программам по их достижению

2.1.           Политика работодателя в области управления профессиональными рисками должна быть частью политики работодателя в области охраны труда (далее - Политика). Политика должна:

а) соответствовать видам деятельности, характеру и масштабам рисков Работодателя в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;

б)  включать  обязательства  по  предотвращению  травм  и  ухудшения  состояния здоровья работников,  а  также  по  постоянному  улучшению  системы управления профессиональными рисками;

в) включать  обязательства по обеспечению  соответствия  применимым к работодателю законодательным  и  другим нормативным  требованиям,  относящимся к существующим опасностям[1], возникающим при осуществлении деятельности и влияющим на обеспечение безопасных условий труда и здоровье работников;

г)1регулярно анализироваться для обеспечения постоянного соответствия изменяющимся условиям, документироваться и поддерживаться в актуальном состоянии;

д) быть доступной всем работникам, включая работников подрядных организаций, и находиться в легкодоступных местах для ознакомления с ней.

2.2.           Работодатель  должен  установить  цели  в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья для соответствующих видов деятельности и организационной структуры, обеспечить их достижение и актуализацию. При этом цели должны быть, где это практически возможно, измеримыми и согласованными с политикой в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья,  включая  обязательства  предотвращать  травмы  и ухудшение  состояния  здоровья работников,  обязательства  соответствовать   законодательным,  нормативным  и  другим  требованиям, применимым к деятельности работодателя.

2.3.           Устанавливая  цели,  Работодатель  должен  учитывать свои технологические, финансовые, производственные возможности, а также оцененные риски.

2.4.           Работодатель должен  разработать,  внедрить  и  поддерживать  в  актуальном  состоянии Программы  для  достижения  целей в области управления профессиональными рисками (далее - Программы).  Программы  должны  включать:

а) установление  ответственности  и  полномочий  для  достижения  целей между отдельными специалистами и руководителями;

б) технологические, финансовые и производственные средства  для  достижения поставленных  целей  и  временные  пределы,  когда  надлежит достигнуть этих целей.

2.5.           Цели  и  программы системы управления профессиональными рисками  следует разъяснять работникам на соответствующих уровнях, в том числе при проведении   обучения, консультирования и т.п.

2.6.           Работодатель должен регулярно  проводить  анализ  выполнения  Программ на соответствующих уровнях,  и,  при необходимости, предпринимать меры по их корректировке.

3.      Требования к планированию работ по внедрению системы управления профессиональными рисками

3.1.           Работодатель должен планировать деятельность по формированию и внедрению системы управления профессиональными рисками. Планирование должно основываться на результатах анализа исходной информации, которая готовится на уровне работодателя и на уровне его подразделений, а также включать анализ следующей основной исходной информации:

а) данные по организационной структуре, штатной численности, видов деятельности организации, производимых работ на рабочих местах, данные о производственном процессе и оборудовании;

б) результаты анализа производственного травматизма;

в) результаты анализа профессиональных заболеваний;

г) результаты предварительных и периодических медицинских осмотров;

д) результаты проведенных ранее мероприятий по снижению рисков;

3.2.            Работодатель должен назначить должностное лицо, ответственное за систему управления профессиональными рисками и наделить его обязанностями и правами, необходимыми для ее функционирования и поддержания в актуальном состоянии. Ответственный за систему управления профессиональными рисками должен представлять Работодателю отчет о функционировании системы для анализа ее функционирования и использования в качестве основы для улучшения системы.

3.3.            Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение идентификации опасностей[2] и оценки рисков[3] на имеющихся у работодателя рабочих местах, и обеспечить создание групп (команд) по идентификации опасностей и оценки рисков.

3.4.            Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение в организации внутреннего аудита[4] системы управления профессиональными рисками, и обеспечить создание группы специалистов для проведения на постоянной основе  внутреннего аудита и подготовки объективной информации работодателю для проведения анализа системы управления профессиональными рисками со стороны Работодателя.

3.5.            Работодатель должен установить обязанности всех должностных лиц, на которых возложена ответственность по управлению рисками в структурных подразделениях, а также  в  зонах  выполнения  работ, с учетом законодательных, нормативных и других требований, применимым к организации.

3.6.            Работодатель должен установить обязанности должностного лица, ответственного за организацию и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников, как в рамках периодических медицинских осмотров (обследования), по оценке состояния здоровья работников для обнаружения и идентификации отклонений от нормы.

3.7.            Работодатель при необходимости создает орган управления (координационный совет и т.п.), обеспечивающий проведение анализа функционирования системы управления профессиональными рисками и выработку взвешенных управленческих решений.

4.             Требования к организации и внедрению процедур системы управления профессиональными рисками

Работодатель в рамках системы управления профессиональными рисками должен обеспечить функционирование следующих процедур:

а) обучения и подготовки персонала;

б) идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;

в) управления профессиональными рисками;

г) документирования системы управления профессиональными рисками;

е) информирования работников и их участия;

д) подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них.

4.1.            Требования к процедуре обучения и подготовки персонала

4.1.1.      Обучение и (или) подготовка, а также другие планируемые мероприятия должны быть направлены как на достижение соответствия требованиям по компетентности[5], так и на повышение осведомленности персонала.

4.1.2.      Работодатель  должен  обеспечить,  чтобы  любое должностное лицо,  участвующее  в  принятии управленческих решений, которые  могут  повлиять  на профессиональную безопасность и здоровье работников, являлось компетентным на основе  соответствующего  образования и (или) подготовки, проводимой в соответствии с порядком, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4.1.3.      Работодатель должен специально учитывать требования к компетентности для тех лиц, которые будут выполнять следующие функции:

а)  представители работодателя;

б)  выполнение идентификации опасностей и оценки рисков;

в)  выполнение работ по мониторингу системы управления профессиональными рисками[6];

г)  организация и проведение внутренних аудитов;

е) допуск персонала к работам, определенным при оценке профессиональных рисков,  как  связанные  с повышенной опасностью.

4.1.4.      Программы подготовки работников должны учитывать функции, выполняемые сотрудниками с учетом их ответственности и полномочий, а также действия работников внешних организаций[7]. Программы подготовки персонала должны включать в себя обучающий материал по следующим вопросам:

а)  порядок действий при возникновении аварийной ситуации, а также потенциальных последствиях отклонений от установленного технологического процесса;

б) последствия действий сотрудников и их поведения, связанные с профессиональными рисками для здоровья и безопасности;

в) необходимость выполнения обязательств и политики в области охраны труда, принятых работодателем, а также  процедур, установленных в рамках системы управления профессиональными рисками;

4.1.5.      Работодатель должен обеспечивать повышение осведомленности в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников внешних организаций.

4.2.            Требования к процедуре идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков

4.2.1.      Процедуры идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков должны учитывать:

а)  повседневную (стандартную,  обычную)  и  редко выполняемую деятельность работников, а также деятельность  работников внешних организаций,  имеющих  доступ  к  зоне  выполнения  работ;

в) человеческий фактор при выполнении профессиональной деятельности работниками (возможность операционной ошибки, утомление вследствие высокого напряжения, ошибки при часто повторяющихся действиях и др.);

г)  опасности,  выявленные, как вблизи, так и вне  зоны  выполнения  работ,  которые  способны неблагоприятно повлиять на здоровье и безопасность работников, включая работников внешних организаций;

е)  инфраструктуру,  оборудование  и  материалы,  находящиеся  в  зоне  выполнения работ, вне зависимости от того, кем они предоставлены;

ж) изменения  или  предполагаемые  изменения  видов деятельности и технологических процессов;

з) проекты зоны выполнения работ, технологические процессы, сооружения,  машины,  технологическое оборудование и организацию работ.

4.2.2.      Процедура идентификации опасностей должна обеспечивать выявление, идентификацию и описание всех имеющихся на рабочем месте опасностей с определением  потенциального ущерба безопасных условий труда и здоровья. Идентификация опасностей проводится в соответствии с Порядком оценки уровня профессионального риска, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4.2.3.      Процедура оценки профессиональных рисков должна:

а) соответствовать сложности оцениваемой деятельности и возможным последствиям;

б) давать результаты в простой и понятной форме, обеспечивающей возможность прослеживаемости, воспроизводимости и использования для управления профессиональными рисками;

в) в случае сомнений в оценке профессионального риска, или когда предварительные оценки указывают на высокий риск, должны рассматриваться варианты оценки профессиональных рисков на основе проведения инструментальных и (или) лабораторных измерений, при проведении которых должны использоваться методы, предусмотренные действующими нормативными актами, а также поверенные в установленном порядке средства измерения;

г) при оценивании профессиональных рисков должны рассматриваться все возможные воздействия идентифицированных опасностей на здоровье и безопасность, а также учитываться характер воздействия опасностей по времени.

4.2.4.      Оценка профессиональных рисков должна осуществляться посредством сопоставления результатов анализа с критериями приемлемости рисков[8].

4.2.5.      Работодатель должен выявлять опасности и оценивать профессиональные риски для здоровья и безопасности работников, связанные с  осуществляемыми в организации изменениями в системе управления профессиональными рисками или в деятельности Работодателя в целом, до того, как эти изменения будут реализованы, и обеспечить учет таких оценок при выборе средств управления профессиональными рисками, отраженными в п. 4.3 Положения.

4.2.6.      Идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков должны проводиться совместно Работодателем и Аттестующей организацией, обладающей компетентным  в  соответствующих  методиках  и  технических  приемах идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков персоналом.

4.2.7.      Привлечение работников Работодателя к процессу идентификации опасностей  следует осуществлять в соответствии с п.4.6 Положения.

4.2.8.      Работодатель  должен  документировать  выявленные  опасности,  результаты  оценки уровня профессиональных рисков и поддерживать эту информацию в актуальном состоянии в соответствии с Порядком оценки уровня профессионального риска, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4.3.            Требования к процедуре управления профессиональными рисками

4.3.1.      Работодатель должен периодически анализировать результаты оценки профессиональных рисков для обоснования принимаемых управленческих решений, касающихся рисков.

4.3.2.      При выборе средств управления профессиональными рисками или в случае планирования изменений существующих  средств  управления  должны  рассматриваться  возможности  снижения профессиональных рисков в соответствии со следующей иерархией:

а)  устранение риска;

б)  замена одних рисков другими, менее значимыми;

в)  применение технических средств снижения уровня риска;

г)  применение  плакатов  и  предупреждающих  об  опасности  знаков  и (или) административных средств управления рисками;

д)  применение средств индивидуальной защиты[9] (далее - СИЗ) персонала.

4.3.3.      Для предотвращения угроз профессиональной безопасности в системе управления профессиональными рисками Работодатель должен применять ко всем видам деятельности и производственным процессам, связанными с опасностями, средства оперативного контроля[10] в соответствии со следующей их иерархией:

1) Изменение конструкции оборудования или технологий, направленные на предотвращение возникновения опасности или ее ликвидацию;

2) Применение средств сигнализации (предупреждения)  о  существовании  опасности;

3) Применение организационных и обучающих мер управления;

4) Использование средств индивидуальной защиты (СИЗ).

4.3.4.      Средства оперативного контроля применяются к следующим областям:

а) работы повышенной опасности (использование  методик, инструкций или  утвержденных методов работы в зонах повышенной опасности; применение необходимого оборудования; предварительная оценка на соответствие требованиям к работам повышенной опасности, обучение и др.);

б) применение опасных материалов (условия использования опасных материалов, включая информацию по применению  аварийного  оборудования;  ограничения  зон,  в  которых  допускается  использование  опасных материалов;  безопасные условия хранения опасных материалов и контроль доступа; условия предоставления доступа к опасным материалам; экранирование опасных материалов и др.);

в)   использование оборудования и услуг (регулярное  техническое  обслуживание и  ремонт оборудования, его проверка и испытание в целях предотвращения условий, угрожающих безопасности;  проверка  состояния  зданий, сооружений, помещений  и  поддержание  в надлежащем состоянии пешеходных путей, управление движением; предоставление, контроль и техническое обслуживание средств индивидуальной защиты;  проверка  и  испытание  систем  защиты  от  падений,  систем  обеспечения электробезопасности,  спасательного  оборудования,  системы  блокирующих  выключателей,  оборудование для  обнаружения  и  тушения  пожара,  устройства  для  контроля облучения, системы вентиляции и др., а также погрузочно-разгрузочного  оборудования (кранов, погрузчиков,  лебедок,  и  др.  подъемного оборудования); проверка полученных товаров, оборудования, услуг, и (периодическая) проверка их характеристик, относящихся к профессиональной безопасности и здоровью работников и др.);

г)  работники внешних организаций (определение критериев выбора подрядчиков;  сообщение требований безопасности и охраны труда подрядчикам; оценка и мониторинг профессиональной деятельности подрядчиков в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья; определение требований к посетителям; инструктаж и обучение; предупредительные вывески и наглядные средства предоставления информации;  мониторинг поведения посетителей и руководство их работой и др.);

д) общие меры (поддержание  порядка  в  помещении  и  техническое  обслуживание свободных дорожек для прохода; поддержание  тепловой  окружающей  среды (температура,  качество воздуха); поддержание в актуальном состоянии планов действий в аварийных ситуациях; недопустимость злоупотребления  наркотиками  и алкоголем и т.п.;  программы  охраны  здоровья (программы  медицинского обследования и т.п.); программы  обучения  и  повышения  осведомленности работников, включая работников внешних организаций, меры контроля допуска и др.

4.3.5.      Работодатель должен использовать превентивные меры управления профессиональными рисками (наблюдение за состоянием здоровья работника, осведомление и консультирование об опасностях и  профессиональных рисках на рабочих мест, инструктирование и обучение по вопросам системы управления профессиональными рисками и др.) и отдавать им предпочтение.

4.3.6.      При реализации средств управления профессиональными рисками мероприятия должны быть направлены на выполнение законодательных, нормативных и других требований, применимых к работодателю.

4.3.7. Для эффективного выполнения мероприятий по управлению профессиональными рисками, работодатель должен использовать, как правило, сочетание различных мер, и не полагаться на одну единственную меру.

4.4.            Требования к процедуре подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них

4.4.1.      Работодатель в рамках данной процедуры должен обеспечить:

а) выявление потенциально возможных аварийных ситуаций;

б) реагирование на такие аварийные ситуации (возникшие и тренировочные, в рамках практических занятий).

4.4.2.      Работодатель должен реагировать на реально возникшие аварийные ситуации и

предупреждать или уменьшать связанные с ними неблагоприятные последствия для обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников. Для этого он должен, где это практически возможно, периодически проводить тренировочные (практические) занятия по обеспечению реагирования на аварийные ситуации, привлекая к этому, по возможности, соответствующие заинтересованные стороны.

4.4.3.      Работодатель должен периодически анализировать и, при необходимости, пересматривать свою подготовку к аварийным ситуациям и реагирования на них, в особенности после периодических тренировочных (практических) занятий, а также после имевших место аварийных ситуаций.

4.5.            Требования к процедуре документирования системы управления профессиональными рисками

4.5.1.      Работодатель  должен  поддерживать соответствующую  текущему периоду времени документацию системы управления профессиональными рисками, достаточную  для  обеспечения  доказательства того,  что  данная система внедрена, поддерживается в актуальном состоянии и соответствует требованиям настоящего Положения.

4.5.2.      Документация системы управления профессиональными рисками должна включать:

а)  политику в области охраны труда и управления профессиональными рисками и цели в области управления профессиональными рисками;

б)  документацию выполнения требований настоящего Положения;

4.5.3.      Работодатель должен поддерживать документацию в актуальном состоянии путем:

а)  утверждения документов на предмет их адекватности до их выпуска;

б) анализа, актуализации (при необходимости) и переутверждения документов;

в) обеспечения  идентиф

Смотрите также:

Управление профессиональными рисками набирает популярность среди работодателей 22.11.2019 Управление профессиональными рисками набирает популярность среди работодателей
Сегодня мы рассмотрим тему, которая вызывает у специалистов по охране труда наибольшее количество вопросов - управление профессиональными рисками в системе управления охраной труда.
Управление профессиональными рисками 19.09.2019 Управление профессиональными рисками
Программа управления профессиональными рисками в организации. подготовка отчетности.
Оценка профессиональных рисков в 2021 году 09.02.2021 Оценка профессиональных рисков в 2021 году
Кому необходимо провести оценку профессиональных рисков в 2021 году?!
ИЗМЕНЕНИЯ В ОЦЕНКЕ РИСКОВ В 2021 ГОДУ 09.12.2020 ИЗМЕНЕНИЯ В ОЦЕНКЕ РИСКОВ В 2021 ГОДУ
Правила оценки рисков внесут в Трудовой кодекс в 2021 году. ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ
Пять заблуждений об оценке профрисков, из-за которых штрафуют компании! 09.12.2020 Пять заблуждений об оценке профрисков, из-за которых штрафуют компании!
Мы изучили судебную практику, мнения представителей Правительства и Роструда и выявили частые заблуждения, которые мешают правильно организовать систему управления охраной труда и избежать штрафов.
×
Центр охраны труда "Все под ключ"